Развитие речи детей логопедической группы средствами УНТ методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему. Логопедическая работа по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Развитие речи дошкольников в логопедической гр

Разделы: Коррекционная педагогика

Цель: формирование речевых навыков и речевого общения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к русской национальной культуре.

Задачи:

  • Обогащать словарный запас детей.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Закреплять правильное, отчётливое произношение всех звуков родного языка.
  • Развивать культуру речевого общения, умение вступать в контакт и вести диалог.
  • Развивать психические процессы: мышление, память, внимание.
  • Развивать артикуляционную и пальцевую моторики.
  • Воспитывать бережное отношение к народным традициям края, любовь к малой родине.

Актуальность

Каждый педагог, да и любой взрослый человек, воспитывающий ребенка, согласится, что развитие речи - это основной этап в развитии умственных способностей человека, это основа психического развития ребенка. От самого первого слова, произнесенного малышом, мы должны неустанно следить за его речью, пополнением активного словаря, правильным произношением. Нередко причиной неуспеваемости в школе являются нарушения письма, чтения, арифметики, как следствие речевого недоразвития. Исследования показали, что 18% первоклассников имеют речевые нарушения. В характеристиках детей с дисграфией указывается: "как говорит, так и пишет". Несмотря на то, что к моменту поступления детей в школу они владеют фразовой речью, у них выявляются лексические нарушения. Японские ученые-психологи доказали, что основное развитие человеческого мозга происходит от 2 до 5 лет, чем больше информации в этот период заложено, чем методически правильнее мы, взрослые это сделаем, тем легче нашему ребенку будет учиться дальше, тем правильней и последовательней будет развиваться и расти в нем человек, гражданин, личность.

Обследование ребенка и исправление речевых дефектов в речевой группе - оптимальное решение, лучший выход из этого положения.
Работая на речевой группе, я постоянно сталкиваюсь с необходимостью искать подходы к трудным, неконтактным детям. В группе стараюсь создать доброжелательные отношения, укрепить веру детей в собственные возможности, стараюсь сглаживать отрицательные переживания детей связанные с речевой неполноценностью. Большую работу провожу с детьми с поздним речевым развитием, отличающихся психолого-физиологической незрелостью. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие предупреждает появление нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные социально-приемлимые отношения.

Воспитание у детей интереса к занятиям по развитию речи имеет особое значение. Планирую, занятия по развитию речи совместно с логопедом, согласовывая темы и задачи, учитывая индивидуальные и речевые возможности ребенка, выделяя предметный и глагольный словарь, отбирая лексический и грамматический материал, планируем предварительную работу. Каждую новую тему начинаем с экскурсии, рассматривания, беседы, с самостоятельного участия детей в различных видах деятельности, с наблюдения за жизненными явлениями. На каждом занятии беру упражнения на закрепление правильного произношения звука, а логопед перед каждым занятием дает четкую и краткую инструкцию. Важно на протяжении всего занятия стимулировать общение, а этому способствует четкая и логическая система подбора вопросов, разнообразные пособия, а также организация самого занятия. Во время занятия предоставляю детям возможность свободно размещаться в круг, в полукруг, для удобства рассматривания изучаемых предметов. В процессе работы по закреплению поставленных звуков и устранению недостатков в развитии речи, я сделала вывод, что лучший результат достигается на материале устного народного творчества.

Начала свою работу со знакомства с потешками, прибаутками, колыбельными песнями. Ставила задачу не только запомнить потешку, но и эмоционально ее прочитать, проговаривая все звуки. Приятно было наблюдать, когда дети используют потешки во время игр в "Дочки - матери", они сами поют куклам песни, бережно, с любовью относятся к ним. В своей работе много времени уделяю сказкам. Все люди на свете любят сказки, и любовь эта начинается с детства. Волшебные, веселые и даже страшные - они всегда интересны: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий. Добрый, скорее даже - дружеский совет. Так почему же не использовать его для исправления детской речи? Часто сама надеваю костюм и прихожу к детям. А бабушка неспеша, начинает с присказки: "Из-за леса, из-за гор…" Или надеваю костюм Василисы-сказочницы: "Дети, посмотрите из какой сказки пришли эти герои: царь, три сына, лягушка со стрелой?". Дети вспоминают события и поступки героев, в результате происходит формирование связной, развитие диалогической речи, расширяется словарь, дети учатся слушать друг друга, соблюдать в беседе очередность.

Для детей обучающихся в логопедической группе, рекомендуется использоватьпословицы и поговорки, их называют жемчужинами устного народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка. Пословицы и поговорки образны, наделены сравнениями, яркими эпитетами. Дети собираются на прогулку, говорю медлительному Ване, что семеро одного не ждут. Гуляя по осеннему парку, любуясь его красотой, отмечаю, что осень красна плодами.

В логопедических группах прекрасным материалом для развития речи являются загадки. Дети любят загадки, хорошо их понимают, часто по аналогии с услышанным пытаются составить загадки сами. У нас в традиции вечера загадок таких как: "Наш лес", "В гости к хозяюшке", "Путешествие к старику Лесовику в зимний лес" и др.

В развитии звуковой стороны речи в логопедической группе очень полезным речевым материалом являются чистоговорки и скороговорки. Это особый речевой материал, небольшой по объему и специально построенный на несложных сочетаниях звуков, слогов, слов. Для энергичной работы артикуляционного аппарата учу произносить чистоговорки шепотом, чуть громче, громким голосом.

Для развития фонематического слуха прошу назвать слова в чистоговорках, в которых есть звук "ш" : "Нашей Маше дали манной каши".

Чистоговорки использую и в качестве тренировки некоторых элементов интонации. Одна группа детей спрашивает:"У Саши новые сани?", а другая отвечает:""У Саши новые сани!". Предлагаю детям выделять в чистоговорках отдельные слова. Например, сачок зацепился за сучок - голосом выделить слово "зацепился".

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. В речевой группе для повышения качества постановки звуков у детей с ограниченными возможностями необходимо проводить артикуляционную гимнастику для губ и языка ("Чашечка", "Иголочка", "Качели","Лошадка").

Полезно повторять артикуляционную гимнастику на вечерних занятиях, т.е. на логопедическом часе.

Развитие речи тесно связанно с состоянием мелкой моторики рук. Результаты диагностики показали, что в начале года 5 из 16 детей правильно держат карандаш и кисть. Не один день в группе не проходит без пальчиковой гимнастики. Дети в течение года осваивают движения пальцев рук в соответствии с персонажами сказок: "Колобок", "Курочка Ряба", "Теремок".

В диалогах и монологах использую стихи С. Маршака. А.Барто, песенки из мультфильмов.

Пальчиковую гимнастику использую в качестве физкультминуток, в свободной деятельности. А так же в утреннее и вечернее время в свободной деятельности детей.

В речевом уголке собран богатый материал для развития мелкой моторики рук. Систематическая работа по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием по развитию речи - является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Добиваться эффективности в коррекционной работе помогаетвзаимосвязь с музыкальным руководителем.

Станиславский подчеркивал, что даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи.
Не секрет, что эмоциональная окраска занятия способствует эффективному усвоению материала. Под музыку дети пропевают звуки, слоги, чистоговорки, песенки. Пение способствует развитию речевого дыхания и в дальнейшем у ребенка будет меньше проблем, связанных со звукопроизношением.

Развитие речи связано с физическим развитием.

Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ для детей логопедической группы: их речь под воздействием ритмических движений тоже ритмизируется, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на восприятие.

В коррекционных целях используются народные подвижные игры со звукопроизношением: "Самолеты"; "Найди свой домик"; "Гонки на автомобилях". Например, при автоматизации звука "С" во время утренней гимнастики можно использовать потешку:

"Совушка, Сова
Большая голова
На суку сидит
Во все стороны глядит.

Подвижные, народные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения развивает речевую активность детей, способствует повышению результативности в группе.

Для ознакомления детей с богатством края страны, культурой истории ремёсел, использую проектный метод. Разработала и реализовала проект «Бумага в жизни ребёнка».

Работа в речевой группе не будет плодотворной без поддержки родителей. Сотрудничество воспитателя с родителями начинается с первого дня поступления ребенка в речевую группу. Проводится беседа, заполняется анкета. Во время беседы рекомендуем завести "Тетрадь домашних заданий", с помощью которой родители будут закреплять пройденный материал дома. Первую организованную встречу проводим в сентябре, на которой освещаем такие вопросы как: организация работы в речевой группе; результаты психолого-педагогического обследования детей; причины речевых нарушений. В середине учебного года проводим второе родительских собрания, где знакомим с динамикой речевого развития каждого ребенка, определяем задачи и содержание занятий на последующий период обучения. На 3 собрании подводим итоги за весь учебный год, делаем анализ повторного обследования речи детей, планируем работу на лето.

По окончанию учебного года проводится праздник Правильной Речи, где каждый ребенок имеет возможность продемонстрировать свои речевые успехи, а родители в неформальной обстановке имеют возможность наблюдать за поведением своих детей в коллективе.

Полезным для родителей являются посещение открытых занятий у логопеда и воспитателя. Ежегодно в апреле проводим День открытых дверей, информируем родителей о коррекционной работе через стенды, папки-передвижки: "Воспитание и обучение детей с ОНР", "Что делать, если у ребенка плохая речь?", "Нарушения голоса у детей", "Пальчиковая гимнастика". Для знакомства с коммуникативными играми работает клуб «Играй-ка» с практической частью: разучивание точечного массажа, изготовление атрибутов для речевого дыхания.

На развитие ребёнка большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится, поэтому особое внимание уделяю созданию предметно-развивающей среды. В группе созданы такие развивающие зоны, как: «Будем говорить правильно», «Играем в театр», «Красота, радость, творчество». Речевой центр оснащён разнообразными предметами, игрушками, дидактическими играми для развития всех видов речевой деятельности.

Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в д/саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда, воспитателя и родителей.

И незаменимую роль в коррекции дефектов речи играет устное народное творчество. Приобщение к русской национальной культуре позволяет совершенствовать внутренний мир ребёнка, сделать его более духовным, помогает ребёнку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми, сформировать собственную позицию и неповторимую индивидуальность

Литература:

  1. А.В. Орлова . Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду.
  2. М.Д. Маханева . Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  3. Т.В.Туманова . Дети с ОНР.
  4. А.М. Бородич . Матодика развития речи.
  5. А.В.Запорожец . Психология.
  6. Т.Б.Филичева . Основы логопедии.
  7. М.М. Алексеева, Р.И. Яшина . Речевое развитие дошкольника.

Подготовила: учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ ДС «Уголек» г.Волгодонска Хорошавцева О.В.

«Центр речевого развития в группах ДОО»

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выдвигают в качестве основной цели педагогической работы - развитие каждого ребенка.

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.

Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.

«Литературный центр»

Возрастная группа

Оснащение уголка

1 младшая

В книжном уголке должно находиться немного книг - 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:

Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;

Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);

Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки - четвертушки, книжки - малышки;

Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);

Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;

Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами

2 младшая, средняя

В уголке должно находиться 4 - 5 наименований книг.

Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;

книги с обычной листовой структурой;

эстампы на темы русских народных сказок.

Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу).

Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;

Альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;

Открытки для рассматривания по произведениям;

Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;

Оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);

Материал для ремонта книг

Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);

Портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский;

Книги - самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;

Энциклопедии («умные» книжки), словари;

«Толстые» книжки;

Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;

наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;

Портреты художников - иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин);

Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему.

Подготовительная к школе

Количество книг в уголке не регламентировано.

книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):

2-3 сказочных произведения;

стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;

издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;

весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;

книги, которые дети приносят из дома;

добавляются книги на школьную тематику;

портреты известных детских писателей, поэтов.

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам - малышкам. Необходимо подготовить атбируты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

« Речевой центр»

Речевой центр располагается отдельно от литературного центра, так как его назначение предполагает проявление двигательной активности детей, что может помешать спокойному рассматриванию и чтению книжек в литературном центре.

Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного возраста. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.

Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.

Наполняемость речевого уголка должна осуществляться по разделам:

  • - артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;
  • - мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т.п.;
  • - дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т.п.;
  • - высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др... Наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом;
  • - фонематический слух: игры на дифференциацию звуков - например Игры с парными карточками З.Т.Бобылевой;
  • - звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; игровые упражнения Л.А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т.д.);
  • - лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.;
  • - грамматический строй речи: игры Е.М. Карповой, Е.В. Соловьевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один - много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;
  • - связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;
  • - грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем коррекционного уголка можно сделать игрушку. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Это обязательно одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить детям упражнения артикуляционной гимнастики. Ее одежда может содержать различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, зажимы и т.д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают ориентацию в схеме тела.

В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.

Для этого используются комплекты:

Игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),

Предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.),

Различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),

Альбом О. С. Соловьёвой (“Говори правильно”), картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.

Обязательными элементами содержания центра в среднем и старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.

Младший дошкольный возраст

Материалы по развитию речи

1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).

3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой)

Средний дошкольный возраст

Материал по развитию речи

1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.)
2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).
4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).
5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
12. Набор кубиков с буквами.
13. Набор карточек с изображением предмета и названием.

Старший дошкольный возраст

1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).

2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).

3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.

«Назови ласково»

«Один-много, много-один»

«Составь слово из двух»

«Добавь слово»

5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

«Мяч бросай животных называй»

«Кто чем занимается»

«Горячий - холодный»

При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:

Классная подвижная азбука.

Азбука в картинках.

Дидактическая игра «Буква за буквой»,

Дидактическая игра «33 богатыря»,

Дидактическая игра «Умный телефон»,

Таблицы по обучению грамоте с рисунками.

Звуковые линейки.

Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (Например:автор Н. В. Дурова).

Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (Например:авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская).

Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и др.

Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.

Родное слово - основа всякого
умственного развития и
сокровищница всех знаний.
К.Д. Ушинский

Связная речь - это способ формирования мыслей. Развивая речь детей, мы развиваем их мыслительную деятельность. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать комплексы (молчаливость, застенчивость), развивает уверенность в своих силах. Многочисленные исследования (Т.Г.Егоров, Л.Ф.Спирова, Е.Г.Карлсен и др.) указывают на то, что и овладение грамотой более доступно детям с хорошим уровнем развития речи.

Готовность ребенка к звуковому анализу и синтезу приобретается в процессе формирования устной речи. Детям с развитой устной речью легче учиться понимать значение прочитанных слов, предложений, текстов и не делать ошибок при письме.
Известны два основных вида связной речи - диалогическая и монологическая. Я остановлюсь на монологической речи.

Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения.

В логопедических группах дети с задержкой речевого развития различной этиологии нуждаются в специальной системе коррекционно-логопедических занятий по развитию связной речи. Без этого речь таких детей не может быть сформирована. Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи. Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется, как и в онтогенезе: от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от ситуативной речи к контекстной, от усвоения семантических отношений к усвоению формальных признаков речевых единиц.

Развитие связной речи детей следующие задачи:

  1. коррекционно-развивающая работа по звукопроизношению (речь должна быть внятная, четкая, выразительная);
  2. коррекционно-развивающая работа над лексико-грамматическим строем речи (обогащение словарного запаса детей, умение выражать свои мысли простыми и распространенными сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа);
  3. обучение грамоте (развитие письменной речи).

В своей работе я использую следующие методы и приемы для развития связной (монологической) речи.
В течение всего обучения широко используем рассказы взрослых, которым отведено большое место в развитии речи детей. Рассказ является той формой и образцом речи, которые раньше других овладевают вниманием и интересом детей и оказывают влияние на развитие их языка.

"Что же рассказывать детям? Да все, что доступно их возрасту и пониманию: сказку, повесть, событие из жизни человека, животных, растений, проявления бьющей кругом жизни, многое, с чем они встретятся потом в книге, - все это должно пройти на заре их жизни перед их сознанием в виде яркого образного рассказа" (Е.И.Тихеева)
Особое внимание мы уделяем народному творчеству: пословицы, поговорки, потешки, песенки, сказки (см. приложение).
Чтение детям художественной литературы также является важным методом развития связной речи.
Для обучения детей рассказыванию в логопедических группах (как и в массовых) проводится огромная подготовительная работа по ознакомлению с окружающим:

  • экскурсии (по помещению детского сада, к стройке дома и др.);
  • экскурсии в природу;
  • осмотры предметов;
  • игры с игрушками, сюжетно-ролевые игры, которые являются основным видом деятельности детей;
  • рассматривание иллюстраций, картин;
  • беседы по различным темам. (см. приложение)

Одновременно я провожу коррекционную работу по звукопроизношению и лексико-грамматическому строю речи детей, используя различные упражнения и игры.

1. Подбор эпитетов к предмету – «Какие бывают собаки?» (также другие предметы). Дети: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи, пастушьи, пожарные и т.д. Узнавание по эпитетам предметов: «Что это?» - зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети: «Береза»

2. Подбор к предмету действий (глаголов) Ветер что делает? Дети: «Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет». (также с другими предметами).

Подбор к действиям предмета. <<На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это?>> - Солнце.
- Кто и что плавает?
- Кто и что греет?
- Кто и что летает? И т.п.

3. Подбор обстоятельств.

Учиться можно как? Дети: хорошо, лениво, плохо, прилежно, с успехом, долго, много и т.п.

4. Скажи ласково. Скажи, как назвать огромный предмет.

Дом – домик – домище и т.п.

5. Скажи наоборот.

Большой – маленький,
Широкий – узкий.
Высокий – низкий и т.п.

6. Вставление детьми пропущенных слов.

На пороге сидела и жалобно мяукала (кто?) - кошка
Шерсть у кошки (какая?)
Когти у кошки (какие?) и т.п.

7. Распространение предложений

Садовник поливает (что, где, когда, зачем?)

8. Добавление придаточных предложений.

Сегодня надо затопить печь (почему?)
Дети: «Сегодня надо затопить печь, потому что сильный мороз, холодно».
Кошка взобралась на дерево (какое?) - которое росло у дома.
Почему? - потому что увидела собаку;
Когда? - когда увидела собаку и др.

Развитие монологической речи детей я осуществляю, прежде всего, с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и довожу до высших форм самостоятельного, творческого высказывания.
План занятия по пересказу выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

При обучении детей с задержкой речевого развития монологической речи особенно важно придерживаться принципа; от простого - к сложному. Поэтому недопустимо на первых этапах развития связной речи предлагать детям недоступный для их коммуникативных возможностей лексический материал, трудный для произносительной стороны и в плане грамматических конструкций.

Если не соблюдать этого принципа, можно привести к развитию у ребёнка неуверенности, закомплексованности, к речевому негативизму и даже заиканию.

Учитывая это на первом этапе работы с детьми по пересказу текстов я подбираю рассказы, соответствующие их речевым возможностям, используя пособия Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой и др. или адаптирую тексты..

Когда ребенок с грубо нарушенным звукопроизношением пересказывает доступный, специально подобранный текст, и рассказ получается, он радуется своему успеху. Такой ребенок захочет выступить на занятиях ещё много раз.
Пример текста: «Оля и Лена гуляли на лесной поляне. На поляне стояли маленькие пеньки. Лена и Оля бегали у этих пеньков и отдыхали на них».
На следующих этапах коррекционной работы тексты, предлагаемые детям, усложняются и по звуконаполняемости, и по грамматическим конструкциям, и по смысловой нагрузке.
К примеру, в конце обучения я предлагаю детям пересказы произведений Л.Н.Толстого: «Пожарные собаки», «Косточка», «Котенок» и др., и они успешно справляются.

Также я использую для развития монологической речи следующие методы:

  • рассказы по сюжетным картинкам;
  • серии сюжетных картин;
  • рассказы-описания о предметах (загадки), используя схемы рассказов;
  • рассказы из личного опыта (Где был?, Что видел?, Что больше всего понравилось? и т.д.);
  • творческие рассказы («Придумай конец, начало рассказа»), придумывание рассказа или сказки по данному плану, по заданной теме, придумывание рассказа или сказки самостоятельно.

Для развития связной (монологической) речи я использую пересказы сказок по ролям: игры-драматизации «Теремок», «Лиса и заяц», «Колобок». Сказку «Репка» наши дети пересказывают, используя фигурки плоскостного театра.

Научив детей читать, я использую пересказы коротких текстов, прочитанных самими детьми, а также часто предлагаю для чтения детей деформированные тексты тех рассказов, которые дети раньше пересказывали, т.к. на первых этапах упражнений детей в чтении нужно использовать знакомые тексты, чтобы ребенок хорошо понимал прочитанное, осознавал положительный результат своего чтения, (см. приложение)

К концу обучения дети нашей группы знают много различных историй (так мы называем рассказы и пересказы детей): «Синичка», «На льдине», «Щеглы», «Тузик», «Дельфины», «Умная галка»; рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.Бианки и др. Умеют сочинять и свои истории.

Дети любят вспоминать и повторять эти истории. Чем чаще они их повторяют, тем увереннее и эмоциональнее звучат их рассказы. Для закрепления навыков монологической речи я провожу различные игры: «В гостях у сказочных героев»(дети приходят в гости к Красной шапочке, то к Винни-Пуху, то к Незнайке и рассказывают им свои любимые истории, а уходят с подарками и угощением.) В «Поле чудес» играющему может выпасть любая история, и ребенок расскажет её подробно или кратко («О чем, о ком рассказывается в этой истории или сказке») А это сложнее, чем пересказать рассказ полностью.

В кратком рассказе ребенок должен выделить сюжетную схему событий или поступков в данном произведении (фабулу).
Развивая монологическую речь детей, вышеизложенные виды работ я использую и для автоматизации поставленных звуков, т.к. одна из целей логопедических групп - воспитание правильного звукопроизношения в речи от отраженной до самостоятельной.

Такая целенаправленная, планомерная работа с детьми логопедических групп позволяет подготовить детей к обучению в школе, помогает им, впоследствии успешно писать изложения и сочинения.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей» Ярославль, «Академия развития», 2011.
  2. Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов «Развитие логического мышления детей» Ярославль, «Академия развития», 2013.
  3. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», М., «Просвещение», 2009.
  4. Н.В. Новотворцева «Развитие речи детей», Ярославль, «Академия развития», 2009.
  5. Н.П. Матвеева «Развитие логического мышления у детей 6-7- летнего возраста на логопедических занятиях», (из опыта работы учителя- логопеда), М., 2014.
  6. Т.Г. Любимова «Подумай и ответь» для детей 5-7 лет, Чебоксары, Издательство «КЛИО», 2007.

Северное окружное управление образования Департамента образования города Москвы. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 2099:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Исследование психологических особенностей развития речи детей дошкольного возраста. Диагностика уровня речевого развития и использование развивающих игр для формирования речи детей в условиях ДОУ. Методические рекомендаций по развитию речи дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2013

    Характеристика общего недоразвития речи (ОНР). Уровни речевого развития ОНР, его этиология. Развитие связной речи в онтогенезе. Исследование уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста. Коррекция речи детей дошкольного возраста с ОНР.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Общее недоразвитие речи и его основные причины. Закономерности формирования словарного запаса и лексики старших дошкольников в онтогенезе. Особенности развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Содержание коррекционной работы.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2011

    Особенности психо-моторного и речевого развития у детей дошкольного возраста, понятие общего недоразвития речи (ОНР). Понятие о логопедической ритмике. Коррекционная работа по преодолению ОНР III уровня у дошкольников на занятиях логопедической ритмикой.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    Развитие речи у детей дошкольного возраста. Диалогическая форма речи ребенка раннего детства. Развитие коммуникативных способностей и качественное речевое общение детей младшего дошкольного возраста. Связь общения и развития речи у младших дошкольников.

    реферат , добавлен 06.08.2010

    Психологические и лингвистические характеристики связной речи, её нормальное развитие у детей. Периодизация и характеристика общего недоразвития речи. Обследование речи у детей с ОНР. Разработка методики по формированию связанной речи у детей с ОНР.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2014

    Основы развития словаря детей дошкольного возраста. Периодизация развития речи у детей. Комплексные занятия в работе педагога дошкольного образовательного учреждения. Определение уровня речевого развития дошкольников младшей и подготовительной групп.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Уровни речевого развития дошкольников. Пути совершенствования логопедической работы по формированию и коррекции грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 30.05.2013


В альбоме представлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка.
Пособие предназначено логопедам специальных и массовых школ, логопедам и воспитателям речевых детских садов, студентам дефектологических факультетов для практического пользования.


Пособие может быть использовано логопедами и педагогами дошкольных образовательных учреждений - массовых и компенсирующего вида, - а также домов ребенка; оно будет полезно родителям для занятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.


В учебно-методическом пособии освещены общие вопросы развития речи детей дошкольного возраста, проблемы речевого недоразвития. Представлены методические приемы и отдельные формы работы по преодолению общего недоразвития речи. Рассмотрено содержание логопедической и коррекционно-воспитательной работы в дошкольном учреждении и представлен дидактический материал по звуковой культуре речи, лексико-грамматическим темам, обучению грамоте, развитию связной речи детей с ОНР.
Для логопедов, методистов и воспитателей ДОУ, студентов дефектологических факультетов, учащихся педагогических колледжей.


Книга поможет учителю-логопеду дошкольного учреждения и группы для детей с нарушениями речи найти ответы на многие интересующие его вопросы: планирование коррекционной работы с детьми с различными речевыми нарушениями; ведение отчетной документации с учетом современных требований; содержание и методика проведения логопедических занятий; диагностика нарушений речи; организация развивающей среды в логопедических группах и многое другое.


Пособие содержит занимательные игровые упражнения и задания, способствующие речевому и интеллектуальному развитию детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и соответствующие лексическим темам, изучение которых в старшей логопедической группе предусмотрено Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. В соответствии с лексическими темами подобраны также загадки и стихотворения для заучивания.
Цель пособия - обеспечить тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей в реализации коррекционно-развивающей поддержки детей с общим недоразвитием речи, поэтому структура и содержание пособия позволяют родителям использовать дидактический и речевой материал для закрепления знаний, умений и навыков, полученных детьми на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях.
Пособие адресовано логопедам и педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.


Практическим логопедам предложен разнообразный речевой материал, оформленный в виде игр и занимательных упражнений. Он может быть использован как на занятиях с младшими школьниками по устранению нарушений устной и письменной речи, так и при тестировании детей дам определения соответствия уровня их речевого развития возрастной норме.


В книге представлено перспективное планирование формирования лексико-грамматических категорий, навыков связной речи, а также игр и упражнений по развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, моторных функций) в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, разработанных с учетом требований программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада". Пособие адресовано начинающим учителям-логопедам, но может быть использовано в работе воспитателей как специальных логопедических групп, так и массовых групп детских садов.
Пособие адресовано начинающим учителям-логопедам, но может быть использовано в работе воспитателей как специальных логопедических групп, так и массовых групп детских садов.


Система коррекционно-развивающих упражнений представлена в 33 лексических темах.
Комплексное пособие по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации. Адресовано детям старшего дошкольного возраста и их заинтересованным родителям. Может быть использовано в работе логопедами, психологами, воспитателями, гувернерами.
Отличное пособие для планирования и проведения не только образовательной, но и коррекционной работы.